Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 25.04.2024, 09:50
Приветствую Вас, Гость

            В годы Великой Отечественной войны многие  люди внесли свою лепту в освобождение нашей Родины от фашистских захватчиков,но не все стали героями.  Я хочу чтоб о них знали и помнили. Одним из таких людей был мой прадед  Александр Иванович Стукань.

          Родился он в 1913 году 30 августа в селе Николаевка Ростовской области. В 1930 году окончил семилетку, а затем – десятилетку. В 1933-1934 окончил ФЗУ, в 1936 году Алтайское авиационное училище. После стал работать в школе инструктором, потом командиром учебного звена, а после расформирования школы был переведен в Иркутск. Там в 1940 году по решению комитета ЦД был назначен  командиром учебного отряда,  где готовил летчиков для резерва. После окончания этой работы, в 1943 году получил назначение  командира перегоночной группы. Александру Ивановичу дали 10 самолетов, 10 летчиков и полетел он в Подмосковье, где учился формировать полки, был зачислен в 18 отдельный авиационный полк ГВФ. Летом был  отправлен  на фронт.

          Основной его работой была перевозка раненых, оперативных работников, различных грузов. В 1944 году Александра Ивановича отправили на переподготовку в Баку, где он освоил самолет ЛИ-2. После возвращения, был зачислен в 10 гвардейскую дивизию, где воевал до 1945 года, и 22 апреля постановлением Наркомата обороны был направлен в авиацию пограничных войск НКВД. Там Александр Иванович прослужил   14 лет.

       Мой прадед участвовал в подготовке наступления на Японию. В 1945 году 22 апреля его перевели в Хабаровск, где он выполнял соответствующие задания командования. За это вместе с экипажем был награжден орденом Отечественной войны второй степени.

 

       В 1950-1957 годах получил  назначение шеф-пилота, начальника пограничных войск на Тихом океане, где осуществлял охрану государственной границы. «Как-то я вылетел на заре, почти ночью, и нашел японское судно в наших водах, ну и сообщил, соответственно. За это меня наградили медалью «За отличие в охране государственных границ». » Затем был переведен в Алма –Ату, в воинскую часть, где располагался летный центр.  Был командиром учебного звена, сделал 3 выпуска. Переучивал летчиков на По-2, наиболее совершенной для того времени машины. Сам летал на самолетах По-2, Р-5, С-2, Р-6, Ли-2, Си-47, Як-8.

       В 1959 году был уволен в запас, устроился работать во Внуково диспетчером группы контроля. Кроме этой работы, по своим убеждению и призванию (член партии КПСС с 1939 года) вел пропагандистскую работу, избирался секретарем парторганизации.

        Александр Иванович совершил 680 боевых вылетов, награжден двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны второй степени, медалями за Боевые заслуги и юбилейными медалями.

        У Александра Ивановича очень много благодарственных писем, грамот, серебряный кубок, врученный за звание летчика-миллионщика (т.е. пролетевшего не один миллион километров).

        Умер  Александр Иванович в 1977 году, похоронен на родине, в селе Николаевка.

        Я очень горжусь своим прадедом и благодарна за мирное небо, жизнь, которую он подарил нам, молодому поколению России.

Кочет Виктория Юрьевна