Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 10.05.2024, 05:04
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2023 » Апрель » 18 » ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.
13:35
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

АГРЕССИВНЫЙ РЕБЁНОК    

                                                             

       Признаки агрессивности:     

  • По темпераменту ребёнок: вспыльчив, непокорен, непредсказуем.
  • По характеру: самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам окружающих, дерзок,проявляет негативизм.
  • По поведению: доминирование над другими; стремление к разрушению; причинение ущерба окружающим людям, живым существам и вещам; склонность к проявлению насилия и жестокости. 
  • Нарушения эмоционально-волевой сферы:
  • Неумение ребёнка управлять своим поведением;
  • Недостаточное усвоение ребёнком общественных норм поведения, общения;

•      Неблагополучная семейная обстановка:

  • Отчуждение, постоянные ссоры, стрессы;
  • Нет единства требования к ребёнку;
  • Ребёнку предъявляются слишком суровые или слабые требования;
  • Физические (особенно жестокие) наказания;
  • Асоциальное поведение родителей;
  • Плохие жилищно-бытовые условия, материальные затруднения.
  • Трудности обучения
  • Психологический климат в дошкольном учреждении

Самое важное, создать для ребёнка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми (особенно в семье) - это главное условие предотвращения агрессивности. Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой.

ШЕСТЬ РЕЦЕПТОВ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА

СОДЕРЖАНИЕ

ПУТИ ВЫЯВЛЕНИЯ

1. Наладьте взаимоотношения со своим ребёнком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверено.

  • слушайте своего ребёнка;
  • проводите вместе с ним как можно больше времени;
  • делитесь с ним своим опытом;
  • рассказывайте ему о своём детстве, победах и неудачах;
  • если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте своё «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности

2. Следите за собой, особенно в

- отложите совместные дела с ребёнком;

 

 

те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия

- старайтесь не прикасаться к ребёнку в минуты раздражения

3.

Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии

- говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате»

4.

В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить

  • примите тёплую ванну, душ;
  • выпейте чаю;
  • послушайте любимую музыку
  • не прибегайте к вредным привычкам, если таковые имеются. Это мнимый «уход» от проблем

5.

Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев

  • не давайте ребёнку играть теми вещами, которыми дорожите;
  • не позволяйте выводить себя из равновесия;
  • научитесь предчувствовать наступление состояния собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией

6.

К некоторым, особо важным событиям следует готовиться заранее

  • изучайте силы и возможности своего ребёнка;
  • если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад, школу), отрепетируйте всё заранее

 

Ниже приведены конкретные примеры родителям, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.

  1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии (т.е. когда она не опасна, объяснима), можно использовать позитивные стратегии:
  • Игнорирование реакций ребёнка, как способ прекращения нежелательного поведения
  • Выражение понимания чувств («Конечно, тебе обидно, но...»)
  • Переключение внимания (предложить выполнить какое-нибудь задание «Помоги мне, пожалуйста достать посуду с верхней полки.»)
  • Позитивное обозначение поведения (Ты злишься, потому что ты устал» и т.д)

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию для привлечения к ним внимания. Если гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить внимание на что-то другое.

  1. Акцентирования внимания на поступках (поведении, а не на личности)

Проводим чёткую разницу между поступком и личностью. Можно использовать технику объективного описания поведения. После того, как ребёнок успокоится - обсуждаем его поведение, описываем, как он вёл себя во время вспышки агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Обсуждаем факты, которые произошли «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Показываем негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Способ снижения агрессии - установление с ребёнком обратной связи. Для этого используют такие приемы

  • Констатация факта («Ты ведёшь себя агрессивно»)
  • Констатирующий вопрос: («Ты злишься?»)
  • Раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»)
  • Обнаружение своих собственных чувств по отношению к поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»)
  • Апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»)

Давая обратную связь агрессивному поведению ребёнка/подростка, взрослый должен проявить по меньшей мере три качества: заинтересованность, доброжелательность и твёрдость. Последняя касается только конкретного поступка; ребёнок должен понять , что родители любят его, но они против того, как он себя ведёт.

  1. Контроль над собственным негативными эмоциями.

Агрессивное поведение детей вызывает сильные негативные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх и беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих чувств. Когда взрослый управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребёнка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

  1. Снижение напряжения ситуации

Основная задача взрослого человека, сталкивающегося с детской агрессией, - уменьшить напряжение ситуации. Типичным неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

  • повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
  • демонстрация власти («Будет так, как я скажу»);
  • крик, негодование;
  • агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти, разговор сквозь зубы);
  • сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
  • негативная оценка личности ребёнка или его друзей;
  • использование физической силы;
  • втягивание в конфликт посторонних людей;
  • непреклонное настаивание на своей правоте;
  • нотации, «чтение морали»;
  • наказания или угрозы наказания;
  • обобщения: («Ты как всегда...»);
  • сравнение ребёнка с другими детьми ( не в его пользу);
  • команды, жёсткие требования, давление; оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих требований могут остановить ребёнка на время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение

  1. Обсуждение проступка

В момент проявления агрессии анализировать поведение ребёнка не нужно, это нужно делать после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. Нужно это делать наедине, без свидетелей. Во время разговора сохранять спокойствие и объективность. Подробно объяснить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

  1. Сохранение положительной репутации ребёнка

Ребёнку и подростку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное обсуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И это может являться побудительной силой агрессивного поведения. Для сохранения положительной репутации целесообразно:

  • публично минимизировать вину ребёнка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину.
  • не требовать полного подчинения. Позволить выполнить ваше требование по - своему - предложить ребёнку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (т.е. на том, чтобы ребёнок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

  1. Демонстрация модели неагрессивного поведения - важное условие воспитания «контролируемой агрессии».

Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребёнка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть, или разрешить ситуацию мирным способом. Чем меньше возраст ребёнка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей. Какие можно использовать приёмы:

  • Нерефлексивное слушание - слушание без анализа, дать возможность высказаться. Оно состоит в умении молчать.
  • Пауза, дающая возможность ребёнку успокоиться;
  • Внушение спокойствия невербальными средствами
  • Прояснение ситуации с помощью наводящих вопросо
  • Использование юмора
  • Признание чувств ребёнка

Дети довольно быстро принимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

Памятку подготовила педагог-психолог МБДОУ «Теремок» Е.А. Панченко

Просмотров: 81 | Добавил: Svetlana | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: