Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 28.04.2024, 18:16
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2024 » Март » 17 » Проект «Казачья культура – наше наследие»
23:02
Проект «Казачья культура – наше наследие»

Реализация регионального компонента через патриотический проект «Казачья культура – наше наследие»

 

Тема проекта: «Казачья культура – наше наследие».

Актуальность

В последнее время с новой силой возрос интерес к казачеству: истории, культуре, традициям. Актуальность поднимаемого вопроса обусловлена той значимостью, которое современное казачество России приобретает как полноправный приемник лучших традиций государственности и служения Отечеству, выработанных на протяжении многих веков и десятилетий существования казачьей общности. Донести до воспитанников представления о родном казачьем крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка историко-культурные, географические, природные особенности, показать всё, что свято чтут люди, тем самым зародить в детских сердцах искорку любви к своему народу, к малой и большой Родине.

Проблема воспитания у детей дошкольного возраста любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы. Поэтому перед воспитателем Федосеевой Юлией Владимировной встала задача, помочь воспитанникам открыть малую Родину через проект  «Казачья культура – наше наследие».

Участники проекта:

Дети подготовительной к школе группы.

Родители детей (законные представители).

Воспитатель.

Цель проекта: формирование целостного представления об исторических и духовно – нравственных традициях Донского казачества.

 

Задачи:

- формировать знания по истории и культуре казачества;

- создавать условия для ознакомления детей с культурой и бытом казаков через дидактические игры с региональным компонентом;

-развивать речевой потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных с передачей художественных традиций, бытующих у казаков;

- прививать бережное отношение к традициям Донского казачества.

- воспитание духовно-нравственных ценностей, гражданско-патриотических чувств, уважения к  культурному и историческому прошлому нашей  малой Родины.

 

Вид проекта:  нравственно-патриотический.

Продолжительность проекта: среднесрочный.

Формы реализации проекта: совместная организованная деятельность с детьми. Работа с родителями.

Связь с другими видами деятельности: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Этапы работы над проектом:

 

Реализация проекта осуществлялась в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

В ходе подготовительного этапа, были созданы все необходимые условия для успешной реализации проекта, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Работа с детьми в ходе основного этапа строилась на основе интеграции содержания всех образовательных областей и использовании разнообразных форм организации детской деятельности.

Совместная деятельность  воспитателя и воспитанников. Образовательная область «Познавательное развитие»:

Юлия Владимировна провела беседу «Жилище, одежда и предметы быта...», с использованием игровых реалистических макетов, способствующих  социально-бытовой ориентировки, нравственному, патриотическому и эстетическому воспитанию детей.

 

Закрепить знания полученные, во время беседы ребятам помогла дидактическая игра  с региональным содержанием «Одень казака и казачку», которая способствует формированию представлений у детей: об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях, формированию умения подбирать комплект одежды.

С целью развития духовно- нравственных качеств и приобщения к истокам Донской культуры, проведена беседа «Конь – верный друг казака» с использованием ИКТ.

  

Образовательная область «Речевое развитие».

Казаки – известные острословы,

и именно слово – тот «груз, который

в пути не тянет и плеч не набивает,

а душу согревает, а то и спасает»,

так говорили казаки.

Фольклор, литература и искусство помогли нашим воспитанникам развить речевой потенциал и передать художественные традиции, бытующие у казаков.

С  предметами, играющие важную роль в жизни донских казаков ребята познакомились через настольную игру «Лото. Донское казачество».

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

С флагом, главным символом донского казачества, с историей  появления и значением его цветов, ребята познакомились в ходе беседы «Горжусь тобой, мой флаг, казачий!» и дидактической игры «Собери флаг», направленных на формирование патриотического сознания и любви к малой Родине.

Образовательная область «Физическое развитие»:

Казачьи игры, основанные на быте и традиции, не только позитивно воздействуют на физическое и духовное развитие детей, но имея многовековую историю, способствуют познанию традиций казачества в игровой форме.

Игра «Скачем на коне».

Казачий  край издавна славился не только уникальной и крайне интересной культурой, но и увлекательными играми, из которых можно понять, как жили и отдыхали наши предки.

Игра «Заря-зарница».

Самобытная казачья игра «Перетяни палку» ориентирована на приобщение воспитанников к  историко-культурным традициям казачества.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Средь Донских степных полей.

И Кубанских ковылей,

Где Кубань и Дон текут,

Казаки давно живут.

 Николай Дик.

 Жилище казаков обладает этническими, региональными особенностями, с которыми ребята познакомились на интегрированном занятии по  продуктивной деятельности – аппликация «Казачий курень с соломенной крышей».

 

Самобытной и особенной культурой, отражающей яркий и горячий темперамент казаков, является казачья кухня. Среди многих блюд, популярны у казаков и вареники, которые ребята «готовили» на интегрированном занятии по лепке «Вареники с вишней – любимая еда казаков».

Подлинным товарищем, можно сказать, членом семьи, от которого зависел не только успех, но и сама жизнь казака, стал конь.

Знания о нём полученные во время проекта, ребята закрепили методом нетрадиционного рисования – отпечатком штампа.

Совместная деятельность воспитателя и родителей:

Для ознакомления родителей с символами казачества, оружием, одеждой, укладом и заповедями казака представлена наглядно – стендовая информация – папка – передвижка « Донское казачество».

Совместная деятельность родителей и детей:

Родители и дети стали на время творцами  и сделали замечательные поделки к проекту, которые заняли свое место не только на выставке, но и стали наглядным пособием для проведения бесед  по теме «Казачье подворье».

$IMAGE18$

III этап — заключительный.

 Трансляция педагогического опыта через средства массовой информации.

Результат:

Участие в проекте дало воспитанникам возможность проявить любознательность и активность, а постепенное и дозированное погружение детей в мир казачьей культуры, традиций и обычаев позволило обеспечить оптимальные условия для формирования у них, гражданско-патриотических чувств, уважения к  культурному и историческому прошлому нашей  малой Родины.

Проект позволил задать вектор воспитательного процесса и определить основные формы, средства и методы работы с детьми в семье  по вопросу нравственно – патриотического воспитания. Повысить компетентность родителей в данном вопросе.

Проектная деятельность способствовала воспитателю развить креативность, повысить профессиональную компетентность, и как следствие успешно раскрыть потенциал воспитанников и укрепить связь с семьёй.

Просмотров: 138 | Добавил: Svetlana | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: