Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Среда, 16.10.2024, 12:18
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2024 » Июнь » 11 » ГОВОРИМ С ДЕТЬМИ НА ВАЖНЫЕ ТЕМЫ.
14:35
ГОВОРИМ С ДЕТЬМИ НА ВАЖНЫЕ ТЕМЫ.

 

 

НАЧИНАЕМ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦИКЛ, ПОСВЯЩЕННЫЙ  ОБУЧЕНИЮ ОСНОВАМ ДЕТСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

ОСНОВНАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ ЗАДАЧА: «НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЖИТЬ БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ». ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ МАКСИМАЛЬНО ПОДГОТОВИТЬ ИХ К ЖИЗНИ, НО ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ ГОТОВИТЬ ИХ ТОЛЬКО К ЧЕМУ-ТО УЖАСНОМУ. ОЧЕНЬ ЧАСТО РОДИТЕЛИ, ОБУЧАЯ ДЕТЕЙ, ОЗВУЧИВАЮТ ТОЛЬКО ПЛОХУЮ СИТУАЦИЮ И ОБЪЯСНЯЮТ КАК НЕ НУЖНО СЕБЯ ВЕСТИ. НО УПУСКАЮТ ЕЩЕ ДВА ВАЖНЫХ МОМЕНТА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

  1. КАК В ТАКУЮ СИТУАЦИЮ НЕ ПОПАСТЬ
  2. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВСЕ-ТАКИ В ТАКУЮ СИТУАЦИЮ ПОПАЛ

МЫ ДОЛЖНЫ СНАБДИТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫМИ ШАБЛОНАМИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ ОНИ СМОГУТ ПРИМЕНЯТЬ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ. ЭТО НУЖНО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ В КРИТИЧЕСКИЙ МОМЕНТ У ДЕТЕЙ БЫЛИ РАЗЛИЧНЫЕ ОТРАБОТАННЫЕ ВАРИАНТЫ ПОВЕДЕНИЯ, А НЕ СТУПОР.

Реакций организма на любую пугающую ситуацию всего три: «Бей», «Беги» и «Замри». Наша задача показать детям, когда актуально бежать, а когда замереть.

В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ УСТАНАВЛИВАЕМ С ДЕТЬМИ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Каждый родитель всегда хочет быть в курсе жизни своего ребёнка, но ответы детей на вопросы: «Как дела?», «Что нового?», чаще расстраивают, так как, как правило, они короткие и не дают никакой полезной информации, иногда даже зарождают мысль, что ребёнок прекратил вам доверять. Но это не обязательно так.

Очень важно создать в семье атмосферу доверия и обучить детей видеть различия между хорошими и плохими тайнами.

{ Плохая тайна – это та, которая вызывает подавленность, дискомфорт, страх или отчаяние. Такой секрет нельзя хранить в себе! Необходимо как можно раньше рассказать взрослому, которому ты доверяешь. }

 

Для самостоятельной диагностики от трёх лет предлагаю родителям простой и действенный способ, пообщаться с ребёнком на языке детства – языке сказок.

НЕОКОНЧЕННЫЕ СКАЗКИ

Вам необходимо рассказать ребёнку небольшой фрагмент сказки. Основные правила рассказа:

  1. Описывая сказочную семью, вводите персонажей, похожих на вашу семью.
  2. В конце сказки задайте ребёнку вопрос, как ты думаешь, что было дальше?
  3. Очень важно, чтобы была расслабленная, доверительная, теплая и доброжелательная обстановка. Ребёнок не должен чувствовать, что вы пытаетесь вытащить из него какую-то информацию.
  4. И, конечно, не надо оценивать и как-то комментировать ответы, которые будет давать ребёнок.
  5. Можно использовать незаметно диктофон, чтобы еще раз прослушать ответы ребёнка и их проанализировать.
  6. Не рассказывайте все сказки сразу.

 

Какие сказки можно рассказать ребёнку? Воспользуемся терапевтическими сказками Е.В. Чех «Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку»

Ссылка для скачивания:

https://m.vk.com/@-151736384-skazka-pro-chasy

 

  1. Сказка про часы (обращает внимание на то, как ребёнок воспринимает себя в семье, детско-родительских отношениях)
  2. Сказка «Тяжёлые времена» (как ребёнок воспринимает семейные проблемы
  3. Сказка «Садовник и кустик» (не испытывает ли ребёнок давления , чрезмерного контроля, подавляющего инициативу)
  4. Сказка «Ворон» (какова самооценка ребёнка, уверен ли он в себе)
  5. Сказка «Заколдованный принц (принцесса)» (о чувстве вины: чувствует ли себя ребенок виноватым за прошлые поступки)
  6. Сказка «Журавли» (как ребёнок адаптируется к различным новшествам, переменам в своей жизни).

5 МИНУТНОЕ МОЛЧАЛИВОЕ СЛУШАНИЕ

Эту технику можно начинать использовать с 5 – 6 лет. Но даже подростку можно ввести её, как новую традицию.

Вам понадобятся песочные часы на 5 минут (или таймер). Скажите ребёнку, что пока сыпятся песчинки, он может вам говорить, всё, что угодно, про кого угодно, абсолютно любыми словами, а вы не будете ничего комментировать ни сейчас, ни потом. Вы можете только мимикой и жестами показывать свои эмоции по поводу того, что вы услышали. Эту технику желательно использовать каждый день. Она позволяет вашему ребёнку чувствовать себя в безопасности и доверять вам. Для родителей, прежде всего, диагностическая техника: вы сможете всегда отслеживать, что необходимо с ребёнком обсудить, чему необходимо научить, где поддержать.

!!!! После этой техники не надо обсуждать ни с ребёнком, ни с кем-то другим информацию, которую вы услышали. При необходимости обратитесь к психологу.

С ДЕТЬМИ ПОСТАРШЕ

Есть закономерность: чем старше становятся дети, тем больше информации о своём опыте рассказывают им родители. Как правило, детям эта информация абсолютно не интересна, хотя бы потому, что современные дети и их родители живут в разное время.

Как родители портят отношения с детьми

Ситуация

Родительская реакция

Вывод ребёнка

Дочь рассказала маме о том, что она поссорилась со своим парнем

Мама сказала: «У тебя ещё столько этих парней будет»

Мама не понимает меня, лучше ничего не рассказывать

Сын поделился секретом с мамой: он сегодня впервые гулял с девочкой

Мама по телефону рассказала об этом «событии» бабушке, своей подруге.

Нельзя доверять

Дочка рассказала о том, что случайно не заплатила за мармеладки в магазине

Мама начала истерить, и говорить, что позор семье – дочка воровка.

Надо всё скрывать, тем более, если что-то случилось.

Сын жалуется на несправедливость учителя.

Папа говорит, что сам виноват. Мама говорит, что учителя нужно слушаться.

Моё мнение не важно, меня не поддержат. Мне не помогут.

Дочка показывает, какой нарисовала рисунок.

Мама не глядя, сухо отвечает, что лучше бы уроки сделала или в комнате убралась.

Я не интересна. На меня не обращают внимания.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОЗНАНИЯ

 

Говорили ли вы когда-нибудь ребёнку?

 

  • Фразы глобального обобщения: Ты всегда опаздываешь, на тебя никогда нельзя положиться, ты думаешь только о себе, ты ничего не делаешь и т.д.
  • Вопросы, не требующие ответа: Ты специально это сделал? Ты что, оглох? Вы что, не понимаете?
  • Ярлыки, негативные оценки, диагнозы: Ты – неудачник, это не получится сделать, это полная ерунда, умные люди так не поступают.
  • Соревнование-сравнение, принижение значения ребёнка: Вот я деньги зарабатываю, а ты что сделал? Ой, это же разве проблем? Вот у меня действительно проблемы!
  • Язвительность, подшучивание: Ну, ты звезда! О, это было такое умное замечание! Смотрите, какой красавчик!
  • Трансляция лени, эгоизма: Ой, не знаю, найди вон там... Не могу, сделай сам. Мне некогда, отстань. Это твои проблемы.
  • Снисходительное отношение: Ну у тебя еще мало опыта в этом, поэтому ты не понимаешь. Он у нас такой не смышлёный, поэтому ему простительно.

 

Вспомните какую-то конфликтную ситуацию, проанализируйте:

 

  • Что с вами происходит в моменты, когда ребёнок не слушается, ведёт себя «плохо». Что вы чувствуете? О чём думаете?
  • Влияет ли поведение ребёнка на ваше представление о себе, как о родителе? А как о человеке?
  • Как сложное поведение вашего ребёнка, непослушание, влияет на на ваши взаимоотношения с другими людьми?
  • Какое поведение вашего ребёнка влияет на ваши действия?
  • Нравятся ли вам эти действия?
  • Как по-другому вы хотели бы реагировать на такое поведение своего ребёнка?

 

!Ещё раз! В общении с подросшими детьми в идеале больше слушать, не перебивать, не давать советы, по крайней мере, сразу. Это не значит, что нужно всегда молчать, задавайте открытые вопросы (т.е. вопросы, которые предполагают ответ), и с их помощью направляйте ребёнка на верный ответ. Узнавайте своего ребёнка вновь и вновь. Ребёнок в год, в 3, 7, 10 и 15 лет – это совершенно разные дети!

АНКЕТА «КАК ХОРОШО ВЫ ЗНАЕТЕ СВОЕГО РЕБЁНКА?»

 

  • После пробуждения мой ребёнок всегда...
  • Какая его любимая книга?
  • Есть ли что-то, что его печалит?
  • Больше всего он боится...
  • Он всегда нервничает, когда...
  • Кем бы он хотел стать в будущем?
  • Какой его любимый фильм/мульт/игра/блогер?
  • Хотя он очень старается, он не может...
  • Когда он злится, его успокаивает...
  • Какое его любимое блюдо?
  • Больше всего он не любит есть...
  • Какое его любимое животное?
  • Какой его любимый вкус мороженого?
  • Вы знаете его лучшего друга?
  • Что он ненавидит делать?
  • Чаще всего он рисует...
  • Какая его любимая песня?

 

Ответьте на вопросы сначала сами. Попросите ответить второго родителя (или любого другого близкого взрослого). Сравните результаты.

Возможно удастся узнать правильные ответы у ребёнка. Если он не захочет отвечать, понаблюдайте за теми сферами жизни, вопросы на которые вам показались сложными.

 

Арт-практика для родителей «Мой ребёнок в виде цветка»

 

{Арт-терапия – это одно из самых ярких и интересных направлений практической психологии. При этом ее легко можно использовать самостоятельно, чтобы помочь себе и своим родным. В основе арт-терапии лежит творческий процесс, во время которого человек всегда неосознанно выражает вои чувства.В результате арт-терапия всегда: помогает преодолеть дикомфортное состояние; отвлекает от проблем, переживаний; снимает напряжение и расслабляет; развивает творческие способности и навыки общения; предоставляет ресурсы; развивает чувства и эмоции}

 

Нарисуйте своего ребёнка в виде цветка, ответьте на вопросы ниже:

  • Какой это цветок?
  • Что ему нравится?
  • О чём он мечтает?
  • Комфортно ли ему быть там, где вы его нарисовали?

 

Для установления более близких отношений, предлагаю поиграть вместе с детьми в настольную игру. Возьмите кубик. Вы не только хорошо проведете время, но и сможете узнать новое друг о друге, что вас сблизит. 

Материал подготовила педагог-психолог Е.А. Панченко

 

Просмотров: 102 | Добавил: Svetlana | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: