АГРЕССИВНЫЙ РЕБЁНОК
Признаки агрессивности:
- По темпераменту ребёнок: вспыльчив, непокорен, непредсказуем.
- По характеру: самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам окружающих, дерзок,проявляет негативизм.
- По поведению: доминирование над другими; стремление к разрушению; причинение ущерба окружающим людям, живым существам и вещам; склонность к проявлению насилия и жестокости.
- Нарушения эмоционально-волевой сферы:
- Неумение ребёнка управлять своим поведением;
- Недостаточное усвоение ребёнком общественных норм поведения, общения;
• Неблагополучная семейная обстановка:
- Отчуждение, постоянные ссоры, стрессы;
- Нет единства требования к ребёнку;
- Ребёнку предъявляются слишком суровые или слабые требования;
- Физические (особенно жестокие) наказания;
- Асоциальное поведение родителей;
- Плохие жилищно-бытовые условия, материальные затруднения.
- Трудности обучения
- Психологический климат в дошкольном учреждении
Самое важное, создать для ребёнка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми (особенно в семье) - это главное условие предотвращения агрессивности. Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой.
ШЕСТЬ РЕЦЕПТОВ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА
СОДЕРЖАНИЕ
|
ПУТИ ВЫЯВЛЕНИЯ
|
1. Наладьте взаимоотношения со своим ребёнком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверено.
|
- слушайте своего ребёнка;
- проводите вместе с ним как можно больше времени;
- делитесь с ним своим опытом;
- рассказывайте ему о своём детстве, победах и неудачах;
- если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте своё «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности
|
2. Следите за собой, особенно в
|
- отложите совместные дела с ребёнком;
|
|
те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия
|
- старайтесь не прикасаться к ребёнку в минуты раздражения
|
3.
|
Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии
|
- говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате»
|
4.
|
В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить
|
- примите тёплую ванну, душ;
- выпейте чаю;
- послушайте любимую музыку
- не прибегайте к вредным привычкам, если таковые имеются. Это мнимый «уход» от проблем
|
5.
|
Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев
|
- не давайте ребёнку играть теми вещами, которыми дорожите;
- не позволяйте выводить себя из равновесия;
- научитесь предчувствовать наступление состояния собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией
|
6.
|
К некоторым, особо важным событиям следует готовиться заранее
|
- изучайте силы и возможности своего ребёнка;
- если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад, школу), отрепетируйте всё заранее
|
Ниже приведены конкретные примеры родителям, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.
- Спокойное отношение в случае незначительной агрессии (т.е. когда она не опасна, объяснима), можно использовать позитивные стратегии:
- Игнорирование реакций ребёнка, как способ прекращения нежелательного поведения
- Выражение понимания чувств («Конечно, тебе обидно, но...»)
- Переключение внимания (предложить выполнить какое-нибудь задание «Помоги мне, пожалуйста достать посуду с верхней полки.»)
- Позитивное обозначение поведения (Ты злишься, потому что ты устал» и т.д)
Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию для привлечения к ним внимания. Если гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить внимание на что-то другое.
- Акцентирования внимания на поступках (поведении, а не на личности)
Проводим чёткую разницу между поступком и личностью. Можно использовать технику объективного описания поведения. После того, как ребёнок успокоится - обсуждаем его поведение, описываем, как он вёл себя во время вспышки агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Обсуждаем факты, которые произошли «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Показываем негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Способ снижения агрессии - установление с ребёнком обратной связи. Для этого используют такие приемы
- Констатация факта («Ты ведёшь себя агрессивно»)
- Констатирующий вопрос: («Ты злишься?»)
- Раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»)
- Обнаружение своих собственных чувств по отношению к поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»)
- Апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»)
Давая обратную связь агрессивному поведению ребёнка/подростка, взрослый должен проявить по меньшей мере три качества: заинтересованность, доброжелательность и твёрдость. Последняя касается только конкретного поступка; ребёнок должен понять , что родители любят его, но они против того, как он себя ведёт.
- Контроль над собственным негативными эмоциями.
Агрессивное поведение детей вызывает сильные негативные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх и беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих чувств. Когда взрослый управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребёнка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
- Снижение напряжения ситуации
Основная задача взрослого человека, сталкивающегося с детской агрессией, - уменьшить напряжение ситуации. Типичным неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
- демонстрация власти («Будет так, как я скажу»);
- крик, негодование;
- агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти, разговор сквозь зубы);
- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
- негативная оценка личности ребёнка или его друзей;
- использование физической силы;
- втягивание в конфликт посторонних людей;
- непреклонное настаивание на своей правоте;
- нотации, «чтение морали»;
- наказания или угрозы наказания;
- обобщения: («Ты как всегда...»);
- сравнение ребёнка с другими детьми ( не в его пользу);
- команды, жёсткие требования, давление; оправдания, подкуп, награды.
Некоторые из этих требований могут остановить ребёнка на время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение
- Обсуждение проступка
В момент проявления агрессии анализировать поведение ребёнка не нужно, это нужно делать после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. Нужно это делать наедине, без свидетелей. Во время разговора сохранять спокойствие и объективность. Подробно объяснить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.
- Сохранение положительной репутации ребёнка
Ребёнку и подростку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное обсуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И это может являться побудительной силой агрессивного поведения. Для сохранения положительной репутации целесообразно:
- публично минимизировать вину ребёнка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину.
- не требовать полного подчинения. Позволить выполнить ваше требование по - своему - предложить ребёнку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.
Настаивая на полном подчинении (т.е. на том, чтобы ребёнок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.
- Демонстрация модели неагрессивного поведения - важное условие воспитания «контролируемой агрессии».
Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребёнка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть, или разрешить ситуацию мирным способом. Чем меньше возраст ребёнка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей. Какие можно использовать приёмы:
- Нерефлексивное слушание - слушание без анализа, дать возможность высказаться. Оно состоит в умении молчать.
- Пауза, дающая возможность ребёнку успокоиться;
- Внушение спокойствия невербальными средствами
- Прояснение ситуации с помощью наводящих вопросо
- Использование юмора
- Признание чувств ребёнка
Дети довольно быстро принимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.
Памятку подготовила педагог-психолог МБДОУ «Теремок» Е.А. Панченко |