23:02 Проект «Казачья культура – наше наследие» | |
Реализация регионального компонента через патриотический проект «Казачья культура – наше наследие»
Тема проекта: «Казачья культура – наше наследие». Актуальность В последнее время с новой силой возрос интерес к казачеству: истории, культуре, традициям. Актуальность поднимаемого вопроса обусловлена той значимостью, которое современное казачество России приобретает как полноправный приемник лучших традиций государственности и служения Отечеству, выработанных на протяжении многих веков и десятилетий существования казачьей общности. Донести до воспитанников представления о родном казачьем крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка историко-культурные, географические, природные особенности, показать всё, что свято чтут люди, тем самым зародить в детских сердцах искорку любви к своему народу, к малой и большой Родине. Проблема воспитания у детей дошкольного возраста любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы. Поэтому перед воспитателем Федосеевой Юлией Владимировной встала задача, помочь воспитанникам открыть малую Родину через проект «Казачья культура – наше наследие». Участники проекта: Дети подготовительной к школе группы. Родители детей (законные представители). Воспитатель. Цель проекта: формирование целостного представления об исторических и духовно – нравственных традициях Донского казачества.
Задачи: - формировать знания по истории и культуре казачества; - создавать условия для ознакомления детей с культурой и бытом казаков через дидактические игры с региональным компонентом; -развивать речевой потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных с передачей художественных традиций, бытующих у казаков; - прививать бережное отношение к традициям Донского казачества. - воспитание духовно-нравственных ценностей, гражданско-патриотических чувств, уважения к культурному и историческому прошлому нашей малой Родины.
Вид проекта: нравственно-патриотический. Продолжительность проекта: среднесрочный. Формы реализации проекта: совместная организованная деятельность с детьми. Работа с родителями. Связь с другими видами деятельности: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Этапы работы над проектом:
Реализация проекта осуществлялась в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. В ходе подготовительного этапа, были созданы все необходимые условия для успешной реализации проекта, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Работа с детьми в ходе основного этапа строилась на основе интеграции содержания всех образовательных областей и использовании разнообразных форм организации детской деятельности. Совместная деятельность воспитателя и воспитанников. Образовательная область «Познавательное развитие»: Юлия Владимировна провела беседу «Жилище, одежда и предметы быта...», с использованием игровых реалистических макетов, способствующих социально-бытовой ориентировки, нравственному, патриотическому и эстетическому воспитанию детей.
Закрепить знания полученные, во время беседы ребятам помогла дидактическая игра с региональным содержанием «Одень казака и казачку», которая способствует формированию представлений у детей: об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях, формированию умения подбирать комплект одежды. С целью развития духовно- нравственных качеств и приобщения к истокам Донской культуры, проведена беседа «Конь – верный друг казака» с использованием ИКТ.
Образовательная область «Речевое развитие». Казаки – известные острословы, и именно слово – тот «груз, который в пути не тянет и плеч не набивает, а душу согревает, а то и спасает», так говорили казаки. Фольклор, литература и искусство помогли нашим воспитанникам развить речевой потенциал и передать художественные традиции, бытующие у казаков.
С предметами, играющие важную роль в жизни донских казаков ребята познакомились через настольную игру «Лото. Донское казачество». Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: С флагом, главным символом донского казачества, с историей появления и значением его цветов, ребята познакомились в ходе беседы «Горжусь тобой, мой флаг, казачий!» и дидактической игры «Собери флаг», направленных на формирование патриотического сознания и любви к малой Родине. Образовательная область «Физическое развитие»: Казачьи игры, основанные на быте и традиции, не только позитивно воздействуют на физическое и духовное развитие детей, но имея многовековую историю, способствуют познанию традиций казачества в игровой форме. Игра «Скачем на коне». Казачий край издавна славился не только уникальной и крайне интересной культурой, но и увлекательными играми, из которых можно понять, как жили и отдыхали наши предки. Игра «Заря-зарница». Самобытная казачья игра «Перетяни палку» ориентирована на приобщение воспитанников к историко-культурным традициям казачества. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: Средь Донских степных полей. И Кубанских ковылей, Где Кубань и Дон текут, Казаки давно живут. Николай Дик. Жилище казаков обладает этническими, региональными особенностями, с которыми ребята познакомились на интегрированном занятии по продуктивной деятельности – аппликация «Казачий курень с соломенной крышей».
Самобытной и особенной культурой, отражающей яркий и горячий темперамент казаков, является казачья кухня. Среди многих блюд, популярны у казаков и вареники, которые ребята «готовили» на интегрированном занятии по лепке «Вареники с вишней – любимая еда казаков». Подлинным товарищем, можно сказать, членом семьи, от которого зависел не только успех, но и сама жизнь казака, стал конь. Знания о нём полученные во время проекта, ребята закрепили методом нетрадиционного рисования – отпечатком штампа. Совместная деятельность воспитателя и родителей: Для ознакомления родителей с символами казачества, оружием, одеждой, укладом и заповедями казака представлена наглядно – стендовая информация – папка – передвижка « Донское казачество». Совместная деятельность родителей и детей: Родители и дети стали на время творцами и сделали замечательные поделки к проекту, которые заняли свое место не только на выставке, но и стали наглядным пособием для проведения бесед по теме «Казачье подворье». $IMAGE18$ III этап — заключительный. Трансляция педагогического опыта через средства массовой информации. Результат: Участие в проекте дало воспитанникам возможность проявить любознательность и активность, а постепенное и дозированное погружение детей в мир казачьей культуры, традиций и обычаев позволило обеспечить оптимальные условия для формирования у них, гражданско-патриотических чувств, уважения к культурному и историческому прошлому нашей малой Родины. Проект позволил задать вектор воспитательного процесса и определить основные формы, средства и методы работы с детьми в семье по вопросу нравственно – патриотического воспитания. Повысить компетентность родителей в данном вопросе. Проектная деятельность способствовала воспитателю развить креативность, повысить профессиональную компетентность, и как следствие успешно раскрыть потенциал воспитанников и укрепить связь с семьёй. | |
|
Всего комментариев: 0 | |