"Я скоро пойду в школу", - обычно с гордостью говорят малыши. Они знают, чувствуют, что растут, меняются. Внимательно следят за их ростом и развитием родители. Что важно знать об адаптации к школе?
Основные показатели благоприятной адаптации ребёнка к школе:
- формирование адекватного поведения;
- установление контактов с учащимися и учителем;
- овладение навыками учебной деятельности.
Школа – совершенно новые условия жизни и деятельности ребёнка, это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь: всё подчиняется школьным делам и заботам. Начало обучения – очень напряжённый период ещё и потому , что школа с первых же дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно всё: и сам режим учебных занятий, и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, трудно сидеть в определённой позе и просто сидеть так долго.
Одна из основных задач, которые ставит перед ребёнком школа, – это необходимость усвоения им определённой суммы знаний, умений, навыков. И не смотря на то, что желание учиться практически одинаково у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому у детей с недостаточным уровнем интеллектуального развития, плохой памятью, низким уровнем произвольного внимания, воли и других качеств при обучении могут возникнуть сложности с учебной деятельностью.
Характер протекания адаптации во многом зависит от здоровья ребёнка. Здоровые дети, как правило, без особого труда переносят изменение привычного образа жизни. В течении учебного года сохраняют высокую устойчивую работоспособность, что помогает усваивать учебную программу.
Таким образом адаптация к школе – сложный и длительный процесс, очень напряженный и ответственный. Успешность адаптации зависит от многих факторов: уровня психологического, физического развития, состояния здоровья. И всё это вместе определяет готовность к школе.
О чём следует сказать учителю перед началом учебного года.
Очень важно всё о своём ребёнке рассказать учителю. Ложный стыд и нежелание родителей сообщать учителю о тех или иных особенностях (и особенно «слабостях») своего ребёнка усложняют не только работу педагога, но часто являются причиной трудностей самого ребёнка. Бывает, учителю требуется не один месяц, чтобы разобраться в причинах этих трудностей, а ведь могло хватить одного разговора.
Не забудьте рассказать:
- о развитии и здоровье ребёнка, особенно если у него есть хронические заболевания, нарушения зрения и слуха;
- как работает ребёнок (спокойно, целеустремлённо, быстро, отвлекается, рассеянный, скоро утомляется);
- каковы особенности его поведения ( спокойный, дисциплинированный, беспокойный, легковозбудимый, раздражительный, плохо управляемый); особо отметьте, если ребёнок ленится, или он левша);
- как общается с окружающими (со взрослыми, детьми);
- что вы знаете об особенностях его мышления, памяти (воспринимает только конкретный материал, владеет абстрактными понятиями, может обобщать; память – хорошая или плохая);
- как развита речь (произносит правильно все звуки, неправильно несколько звуков, заикается, пересказывает, употребляет распространённые предложения, пользуется эпитетами, речь бедная, односложная; умеет ли понять смысл картинки, рисунка, рассказа).
Памятка родителям будущих первоклассников
- Поддерживайте в ребёнке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ребёнку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе.
- Следите за состоянием здоровья ребёнка и занимайтесь реабилитацией всех выявленных отклонений.
- Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
- Ваш ребёнок пришёл в школу, чтобы учиться, у него может что-то сразу не получаться, это естественно, ребёнок имеет право на ошибку.
- Составьте с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
- Не пропускайте трудности, возможные у ребёнка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справится с ними на первом году обучения.
- Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе найдите, за что его можно похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка (»Молодец!», «Ты хорошо справился») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
- С поступлением в школу в жизни вашего ребёнка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своём педагоге.
- Ученье – это нелёгкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Статью подготовила педагог – психолог Панченко Е.А.
|